Поскольку скифы, видимо, не имели своей письменности, мы вынуждены обращаться
к античным источникам, наиболее важным из которых является 4 книга "Истории"
Геродота, где перечислены семь божеств скифского пантеона и изложены две версии
легенды о происхождении скифов - единственного сохранившегося целиком скифского
мифа. Вариант этого же мифа дан также Диодором Сицилийским. "В состав пантеона
по данным Геродота входило семь божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию.
На высшей ступени иерархии находится Табити, на средней - Папай и Апи, на низшей
- Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса (Аргимпаса) и два божества, скифские имена которых
Геродотом не названы. Все эти боги отождествлены у Геродота соответственно с Гестией,
Зевсом и Геей, Аполлоном, Афродитой Уранией, Гераклом и Аресом. Согласно Геродоту,
самое могущественное и многочисленное из скифских племен - т. н. скифы царские
- поклонялось и Посейдону, который у них именовался Тагимасад (Тагимасад). <...>
Божества среднего и отчасти низшего уровня фигурируют и в т. н. легенде о происхождении
скифов. Наиболее полно этот миф изложен Геродотом в первой версии.
В необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери
Борисфена (Днепра) рождается первый человек - Таргитай. Три его сына становятся
родоначальниками различных частей скифского народа <...> При сыновьях Таргитая
с неба падают золотые предметы - плуг с ярмом, секира и чаша. При попытке двух
старших братьев приблизиться к ним золото воспламеняется, но с приближением младшего
огонь гаснет, и Колаксай овладевает священными атрибутами. Это воспринимается
как знамение. Колаксай и его потомство становятся владыками Скифии. Колаксай делит
Скифию на три царства между своими сыновьями, причем в наибольшем из них хранится
священное золото, которому скифские цари ежегодно приносят жертвы.
С этими реликвиями связан, согласно Геродоту, какой-то ритуал, воспроизводимый
на ежегодном скифском празднике: человек, заснувший с ними под открытым небом,
менее чем через год неизбежно умирал.<...> По Диодору, супругой Зевса становится
рожденная землей дева, имеющая ниже пояса змеиное тело. Среди потомков их сына
Скифа названы братья - Пал и Нап <...> Иначе излагается этот миф во второй
геродотовой и в эпиграфических версиях. Главное действующее лицо, отождествленное
с Гераклом, приходит в Скифию после совершения ряда подвигов. По Геродоту, утомленный
герой засыпает, и в это время у него пропадают лошади. Отправившись на поиски,
Геракл обнаруживает пещеру, в которой обитает фантастическое существо - полуженщина-полузмея.
Она сообщает, что лошади похищены ею, и соглашается вернуть их лишь при условии,
что герой вступит с ней в брачную связь. От этого союза рождаются три сына - Агафирс,
Гелон и Скиф, родоначальники одноименных народов, обитавших в Причерноморье. Геракл,
уходя из Скифии, оставляет супруге один из двух своих луков и пояс с прикрепленной
к нему чашей и ставит условие, чтобы по достижении сыновьями зрелости они попытались
натянуть этот лук и опоясаться этим поясом. <...> Победителем в этом испытании
становится младший брат Скиф, от которого ведут свой род. 1997. скифские цари."
(Мифы народов мира. Т. 2, с. 446 - 447). Отождествление Колаксая с Гераклом указывает
на то, что родоначальник скифских царей принадлежит к типу Культурного Героя.
Данные литературных источников может дополнить великолепное скифское искусство.
Оно прошло несколько этапов своего развития. Д.С. Раевский дает следующую периодизацию
скифского искусства:
1) эпоха великих походов в Переднюю Азию - 8 - 7 вв. до н. э.;
2) эпоха самостоятельного развития - 6 - 5 вв. до н. э.;
3) эпоха греческого влияния - с 5 в. до н. э.
Начальный период характеризуется появлением в искусстве скифов первых антропоморфных
изображений (под влиянием ближневосточных цивилизаций). Это украшения ножен меча
из Мельгуновского кургана - крылатые гении около деревьев (типично месопотамский
сюжет) и келермесский серебряный ритон. Последний представляет для нас особенный
интерес. Здесь изображен кентавр, несущий на плече дерево с привязанной к нему
тушей оленя. Этот мотив присутствует в фольклоре современных ираноязычных осетин,
где способность нести на плече самое большое дерево с тушей оленя выступает как
показатель физической мощи героя. Поразительно, но аналогичный сюжет мы находим
в искусстве этрусков в качестве украшения вазы . На келермесском ритоне с кентавром
соседствует герой, борющийся со львом (Геракл?). На этрусской вазе также показан
человек со стрелой, видимо атакующий с тыла двух- или трехголового пса (Цербера?),
который в свою очередь то ли подает лапу кентавру, то ли нападает на него. Другого
такого же кентавра сзади терзает лев. И келермесский и этрусский кентавры сходны
даже в деталях.
Интересно, что некоторые этрусские фрески из гробницы в Кампании (ил. 36.в) изображают
крылатого сфинкса, терзаемого львом точно таким же образом. Здесь уместно вспомнить,
что "Марес, праотец Авсонидов, которых Элиан, наряду со многими авторами,
считал автохтонным, древнейшим народом Италии, был кентаврообразным существом
(Этруски и Средиземноморье, 1990, 123). У италиков Марс, а точнее Мамерс (Мармар,
Март) был очень значительным божеством. Судя по Игувинским таблицам 3 - 2 вв.
до н. э. он изначально покровительствовал земледелию и ничего общего не имел с
греческим Аресом. "С его культом был связан обычай ver sacrum ("священной
весны"), засвидетельствованный у пиценов, френтанов, сидицинов, апулов, вестинов,
пелигнов, марруцинов, марсов, умбров, вольсков, эквов и герников (Plin. Nat. host.
3 - 110; Strab. 5 - 4,2; Verg. Aen.7 - 750): во время грозившей опасности племя
давало обет Мамерсу (Марсу) принести в жертву молодняк скота или младенцев для
отвращения бедствия. Младенцев, в отличие от молодняка животных не убивали, а
по достижении совершеннолетия выселяли за пределы территории племени. Их именовали
сакранами (от ver sacrum), или мамертинцами (от имени Мамерса)" (Мифы народов
мира, 1998. т. 1, с. 578). Выселившиеся таким образом молодые люди были, естественно,
вынуждены мечом добывать себе место в жизни. То есть мы видим путь, следуя которым
аграрное божество произрастания и плодовитости превратилось в военное. (Кстати,
наемники-мамертинцы сыграли немалую роль в предримской истории Сицилии). Однако
длительное время италики сохраняли изначальное понимание Мамерса как Бога Земных
Сил.
Самниты - главные противники Рима в Италии, чеканили монету, с изображением быка
- священного животного Мамерса, попирающего ногами римскую волчицу. (Интересный
пример инверсионного использования в политических целях популярнейшей иконографической
схемы терзания травоядного хищником). Здесь сказалась память о том, что волк есть
извечный противник Бога Земных Сил и приспешник Бога Грома. Римляне, как известно
на первое место в своей идеологии поставили Юпитера, который хотя и был Богом
Ясного Неба, но (подобно аналогичным божествам ряда средиземноморских народов
- этрусскому Тину, греческому Зевсу) слился с Богом Грома в единый образ. Самниты,
напротив, больше чтили Мамерса и шли в бой, одев шлемы с изображением рогов священного
быка (вспомним ритуальные рогатые шлемы народов бронзового века, а также кельтов
и древних германцев). Их в этой борьбе поддерживали кельты. Возможно, речь шла
о двух различных путях развития древней Европы.
Этрусский вариант Мамерса назывался Марис, но, по-видимому, он не был рогат а
представлялся в виде кентавра или сфинкса - древний образ, который предки этруссков
- пеласги и тиррены вынесли из Восточного Средиземноморья. Возможно, это другой
иконографический вариант Бога Земных Сил, что косвенно подтверждается греческим
мифом о Хироне. Благочестивый кентавр Хирон был воспитателем многих героем (Тесея,
Ясона, Диоскуров), бога врачевания Асклепия и другом Геракла и Прометея, находясь
в оппозиции Зевсу (данная коллизия соответствует тесным отношениям Бога Земных
Сил и Культурного Героя). Обращают на себя внимание и крылатые быкообразные существа
с человеческими головами, представленные на "пропилеях Ксеркса". По
мнению К. В. Тревер (которое поддерживается многими исследователями) здесь даны
изображения Гопатшаха - полубога, покровителя крупного рогатого скота и легендарного
царя древнеиранской мифологии (Тревер, 1940, т. 2). Образ кентавра-сфинкса скифы
могли позаимствовать там же, где и предки этрусков и древних персов - в искусстве
Передней Азии, во время великих переднеазиатских походов. Отсюда удивительное
иконографическое сходство, легшее на общую индоевропейскую идеологическую основу.
После прекращения походов в Переднюю Азию, которое было вызвано созданием там
великой персидской монархии, наступил период относительно независимого развития
скифского искусства. Он характеризуется почти полным исчезновением антропоморфных
изображений и замещением их "звериным стилем". Раевский считает, что
это было связано с прекращением контактов с восточными цивилизациями, греческие
же города на побережье Черного моря еще только возникали. Кроме того, звериные
образы легче поддаются переосмыслению и приведению в соответствие со своей мифологической
системой. (Раевский, 1985, 104-106). "...Животные в течение длительного времени
служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой, могли
использоваться как определенная модель жизни человеческого общества и природы
в целом (прежде всего в аспекте плодородия и цикличности)". (Мифы народов
мира, 1998, т.1, 440). Согласно данным А. И. Шкурко, из 843 изображений 7-6 вв.
до н. э. звериного стиля лесостепной зоны копытные (олень, горный козел, баран,
лошадь) представлены 537 раз; хищные звери (преимущественно кошки) - 103 раза;
птицы (в основном хищные) - 162 раза. (Шкурко, 1975, 9). То, что хищный зверь
часто замещался хищной птицей связано с представлением о нахождении потустороннего
мира одновременно в небе и под землей (Раевский, 1985). Эта мысль Раевского подкрепляет
упоминавшиеся выше соображения А. Голана о том, что владыка подземного мира, имея
облик хищного зверя, поднимался в небо к своей супруге, Великой Богини в образе
орла. Как показывает настоящее исследование, и орел и зверь в более поздние времена
связаны с Громовержцем.
"Заслуживает при этом внимания, что грифон в трактовке греко-скифского искусства
- это существо сочетающее в себе черты хищной птицы и льва, т. е. зооморфных олицетворений
обоих потусторонних миров - верхнего и нижнего<...> "этот" мир,
мир смертных, символизируемый копытным противостоит "иному" миру, миру
смерти в его различных ипостасях." (Раевский, 1985, 150). Следовательно,
мы можем трактовать многочисленные изображения терзаний травоядных хищниками в
скифском искусстве как отражение все той же коллизии борьбы Бога Земных Сил и
Громовержца (сквозь черты последнего просвечивает древний образ властелина подземного
мира).
Особую роль в произведениях звериного стиля играл олень. "Олень с подогнутыми
ногами, посвященной Великой Богине, получил самостоятельное значение, был осмыслен
как изображение тотема скифов" (Членова, 1962, 195). Членова говорит о распространении
оленьих мотивов далеко на восток с 6-5 вв. до н. э., связывая его со скифским
влиянием, и отмечая, что в послескифскую эпоху изображения оленей вновь почти
полностью исчезают на этом пространстве (см. там же, с, 194-195). Действительно,
Минусинская котловина и Алтай дают интересный материал. В первом Пазырыкском кургане
(алтайские степи), на одной из захороненных лошадей была маска, увенчанная оленьими
рогами, сделанными из кожи. Конь сменил оленя, но представление о том, что последний
должен сопровождать человека в загробный мир осталось. (Вспомним Голана). И тотемное
значение оленя, и его роль проводника в загробный мир - все это чрезвычайно важно
и подтверждает трактовку данного образа как воплощения Культурного Героя.
По В. И. Абаеву, скифы толковали оленя как свое тотемное животное, чем и объясняется
его популярность в искусстве. В. И. Абаев сопоставляет термин "саки"
с осетинским "sag" - "олень" (от иранского Saka - "Развилка",
"ветвь", "сук", "рог. Другая гипотеза, правда, связывает
этноним саков (близких родичей скифов) с индоиранским "кшатра" - обозначение
сословия воинов). Ярким примером оленного тотемизма служит саамская легенда о
Мяндаше - человеко-олене. Следует вспомнить и об оленьих рогах Цернунна, и о хеттском
"боге на олене" Рунда.
Фанталов Алексей
www.steppe.narod.ru
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
На розі Проспекту і Карлі Лібкнехта, 1920-1940 гг. Ретроград |