Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Монастырский остров: одинокий дом над Днепром


Богомоловский (Монастырский) остров

Потемкинский сад

Безмятежность

Немного синего...

Путь к острову

осень
Этот дом остался только на открытках начала ХХ века. Одинокий большой особняк на пустынном острове смотрится несколько странно. Тем более трудно представить, что этот дом был частью намного более масштабного проекта.


Согласно легенде, приведенной архиепископом Феодосием (Макаревским), в 870 г. на этом острове византийскими монахами был основан монастырь, в котором в 957 г. останавливалась княгиня Ольга, а в 988 г. князь Владимир. В ХІІІ в. он вроде бы был разрушен татарами. Именно этой легендой и объясняется происхождение первого названия острова – Монастырский. Более правдоподобно, что остров получил название из-за того, что в XVI в. принадлежал к «уходу» Киево-Печерского монастыря. В XVIII в. он некоторое время принадлежал Пустынно-Николаевскому монастырю, а затем был передан есаулу Лазарю Глобе. В 1780-х гг. остров стал собственностью князя Г. Потёмкина, а после его смерти перешёл в казну.

С 1797 г. он числился за лесным ведомством, которому было поручено создать на нём хвойный лес. В 1825 г. казна продала остров Рябинину, позднее перепродавшему его Буракову. В конце ХІХ в. островом владел генерал Богомолов. Вместе со сменой владельцев менялось и название острова, побывавшего Рябининским, Бураковским и Богомоловским. Как использовали его первые два владельца, не совсем понятно. Известно только, что весь ХІХ в. остров служил местом добычи гранита для городских строек. В любом случае, остров, находившийся почти в центре города, формально не входил в городскую черту и считался частным пригородным владением.

Возможно, этот статус и надоумил генерала Богомолова выстроить здесь загородную дачу. Достаточно долго это дом действительно был единственным зданием на острове. Однако город рос, да и финансовое положение семьи после смерти владельца острова, скорее всего, оставляло желать много лучшего.

На рубеже 1900-1910-х гг. Елена Васильевна Богомолова заказывает план разбивки острова на участки для создания здесь дачного посёлка. Кроме того, вдова в очередной раз решила упорядочить дело добычи гранита. В 1911 г. на острове был создан нормальный карьер с небольшим щебнедробильным заводом. Соседство предприятия не помешало распродаже острова. Из принадлежавших Богомоловой 7 дес. 1931 саж. земли большая часть была продана уже в 1910-1912 гг. В результате за старой хозяйкой осталось только 4 дес. 2076,6 саж. островной земли. Одним из первых покупателей выступил екатеринославский яхт-клуб, приобретший 0,5 дес. земли и уже 9 мая 1910 г. торжественно открывший своё новое здание (через 2 года оно сгорело и было отстроено только к марту 1914 г.). Крупнейшим же покупателем выступил Михаил Дмитриевич Огиевский, ставший хозяином более чем 5 дес. земли. Участки под дачи были куплены также: А. Богомоловым, А. и К. Бодянскими, П. Гладким, Д. Готовцевым, Я. Гульбис, И.-Р. Плауде, А. Рабчук, В. Шийко, Л. Калугиным, Г. Бокаловым.

Новыми хозяевами было достаточно быстро создано поселковое общество, которое уже в 1912 г. заявило о себе, обратившись к городским властям с просьбой включить остров в городскую черту. Город удовлетворил эту просьбу, тем более что власти имели и собственные виды на остров и прилегающую к нему территорию. Дело в том, что в этот период Днепр отступал от правого берега, оставляя после себя песчаные наносы и новые острова. Даже Архиерейский проток, отделявший остров от берега, оказался занесен песком. Городские власти вовремя оценили ситуацию, объявив все «всплывшие» земли городскими. В перспективе уже разрабатывался проект их использования. В этих планах острову и ликвидированному протоку отводилась роль нового жилого района с нормальными городскими кварталами. Немалую роль в этих планах играло и начавшееся в 1913 г. строительство Мерефо-Херсонской железной дороги и моста через Днепр.

Согласно проекту моста на острове предполагалось построить въезд на нижний, предназначенный для обычного транспорта ярус. А для связи острова с берегом было начато строительство виадука. Здесь должна была пройти не только дорога, но и трамвайная линия, и в перспективе остров должен был стать весьма оживлённым местом. В ходе строительства остров впервые за свою историю получил постоянную связь с берегом через временный деревянный мост у Архиерейского оврага. Но единственную прибыль от начатой стройки удалось получить арендаторам карьера, поставлявшим камень на стройку, и Л. Калугину, из участка которого казна отрезала 1 313 саж., выплатив солидную компенсацию.

Революция не уничтожила посёлка на острове. Он благополучно просуществовал до начала 1930-х гг. Во время достройки Мерефо-Херсонского моста он даже чуть не стал постоянным, т.к. здесь выстроили дополнительные дома для рабочих, мастерские по изготовлению опалубки и бетонный завод. На острове появилось даже почтовое отделение. Однако по завершению моста посёлок был ликвидирован, а остров присоединён к парку как его спортивная зона. Последние следы дачного посёлка исчезли в войну, и с конца 1940-х гг. остров застраивался уже совершенно заново.

Валентин СТАРОСТИН,
начальник информационного центра МГО «Інститут Україніки»

История города:

Трамвай у сел. Амур, вул. Каруни, маршрут №6,
1936
Автор: Оландер Ааре
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте