"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!" - эта
поэтическая строчка Маяковского уже давно стала афоризмом, и сегодня её впору
писать аршинными буквами на метровых транспарантах, чтобы вывешивать их рядом
с призывно-допросным плакатом: "ТЫ являешься гражданином?!"
Существует мнение, что общество - государство - только тогда можно назвать зрелым, когда оно социально активно. Когда членов этого общества уже не удовлетворяет существование растения - как бог даст; когда у них появляются представления о возможной лучшей жизни, и они при этом не сидят тихо по норкам и грезят о светлом будущем, а стремятся реализовать свои представления, воплотить свои мечты в реальность (например, ходят на выборы, а не ждут, что кто-то за них выберет хорошего президента).
Одним из показателей социальной активности народа можно считать наличие в государстве большого количества различных общественных организаций, профессиональных союзов, объединений по интересам. В советское время таких обществ было хоть пруд пруди; правда, многие из них создавались не столько добровольно, сколько принудительно, из-под палки, для отчётности.
В начале же ХХ века жители Российской империи группировались не по принуждению, а по зову сердца и разума - для решения каких-то общественных проблем, для реализации своих жизненных проектов, для удовлетворения своего тщеславия. Ежегодный справочник "Весь Екатеринослав", выходивший в дореволюционном городе, из года в год приводил длинный список учёных, просветительных, благотворительных и прочих местных союзов.
Екатеринославцы, интересовавшиеся развитием науки, следившие за её новейшими открытиями, объединились в Научное общество, члены которого - школьные учителя, преподаватели гимназий, местные учёные - каждую субботу проводили заседания, а через субботу зачитывали друг другу доклады о развитии наук. Руководствуясь желанием нести свет разума в массы, члены Научного общества открыли в Екатеринославе так называемую Аудиторию. Инициатором её создания выступила Александра Акимовна Рындовская, директор Мариинской женской гимназии (ныне в здании гимназии - школа №33).
Аудитория возникла в Яковлевском сквере (разбитом ещё в 1887 году по указанию тогдашнего городского головы, камер-юнкера Яковлева на той площади, где сегодня стоит Оперный театр). Там читали лекции тем, кто не имел возможности посещать учебные заведения. К примеру, в 1901 году члены Научного общества объявили о том, что в Аудитории начинается цикл лекций для рабочих: по физике, биологии и правоведению. Лекторами выступили представители местной интеллигенции - физик, биолог и присяжный поверенный.
Начинание екатеринославских учёных вызвало живой отклик у рабочих - каждая лекция собирала по 300-400 человек, в зале некуда было яблоку упасть. Особенно всех впечатляли рассказы о зарождении жизни на Земле, классификации Линнея, происхождении видов и естественном отборе Дарвина.
Впрочем, вскоре эти увлекательные лекции были прекращены - по указанию властей, встревоженных тем, что в столь политически нестабильное время в одном месте регулярно собирается так много рабочего люда, известного своей политической неблагонадёжностью.
В 1902 году на базе 1-го коммерческого училища начала работу Екатеринославская Губернская Учёная Архивная комиссия. И училище, которому в 1907 году было присвоено имя императора Николая II, и комиссия в 1905 году расположились в новом здании, построенном на Острожной площади - сегодня в этом здании заседает Областной совет народных депутатов.
Архивная комиссия просуществовала десять лет и оставила после себя столько же ежегодных отчётов о своей работе.
В конце лета 1905-го ею был устроен в Екатеринославе XIII-й археологический съезд. Он проходил в Потёмкинском дворце (нынешний Дворец студентов ДНУ), и приглашены на него были учёные со всей империи. Кроме западно-украинских регионов - сказывалась общегосударственная антиукраинская политика. На съезде было запрещено говорить и зачитывать доклады на украинском, на что отечественные учёные ответили протестом в адрес Совета съезда.
Председательствующая на съезде графиня Уварова, известная в городе "деятельница", попыталась было оправдать отсутствие галицких учёных тем, что на сие мероприятие не приглашались "чужестранцы". Когда ей возразили, что галицкие украинцы - вовсе не "чужие" для Екатеринослава, графиня, утомлённая этим спором, недипломатично ответила, что галичане "хуже иностранцев" и что она вообще не хочет слышать на съезде украинскую речь, ибо не желает смешивать науку и "политику".
Бывший членом съездового комитета профессор Дмитрий Иванович Яворницкий, большой ценитель всего украинского, "запорожский батько", не смог, как ни старался, изменить ситуацию, сложившуюся на археологическом съезде. Однако, когда это было возможно, он активно популяризировал украинскую культуру, за что в 1933 году его - как "идеолога украинского куркульства" - даже выгнали из основанного и возглавляемого им исторического музея.
В 1906 году при участии Яворницкого в Екатеринославе было создано общество "Просвіта", название которого говорит само за себя - члены общества стремились просветить народ, сделать его более образованным, более сознательным. Общество выпускало различную печатную продукцию: книги, брошюры, газеты. В частности, в 1906 году "просвитяне" предприняли попытку издавать газету "Запорожжє". Правда, её направленность не устроила тогдашнюю власть, страдавшую аллергией на всё украинское, и после первого же номера газета прекратила своё существование.
Более удачной оказался, как сказали бы мы сегодня, театральный проект "Просвіти". В справочнике "Весь Екатеринослав" значилось: "Общество любителей "Просвіта" устраивает спектакли и семейные вечера для членов и их семейств, а также для гостей". Кроме того, не без содействия "Просвіти" в Екатеринослав с гастрольными выступлениями приезжала знаменитая труппа Кропивницкого, "батька" украинского театра.
В отдельное общество организовались местные фотографы-любители. На заседаниях они обсуждали теоретические и практические аспекты фотомастерства. Стремясь поощрить в екатеринославцах научный и художественный интерес к изучению родины, общество поддерживало и содействовало развитию путешествий фотографов-любителей - дабы те имели возможность "иллюстрировать", то есть снимать древние памятники, выдающиеся архитектурные сооружения, живописные местности, виды, города, костюмы, жителей, бытовую их обстановку и тому подобное, имеющее значение для истории родины и развития искусства.
Существовало в городе также общество служащих по письменной части в Екатеринославе и губернии. Устав этого союза гласил: "Общество учреждено с целью улучшения правовых и экономических интересов своих членов, с целью содействия их умственному и нравственному развитию".
Всякий писарь или секретарь, желавший вступить в эту организацию - без различия полов и национальностей, - должен был уплатить 1 рубль вступительного взноса, а также взять на себя обязательство впредь ежемесячно вносить 1% от получаемого жалования. Из этих отчислений был создан фонд, средства которого расходовались на единовременные, периодические и постоянные пособия членам общества.
Союз также выдавал беспроцентные ссуды, оказывал своим членам юридическую и медицинскую помощь, предоставлял им возможность бесплатно или льготно пользоваться читальнями, библиотеками, столовыми, больницами, санаториями, общежитиями, находившимися в ведении общества служащих по письменной части. Вот оно, истинное лицо проклятого капитализма!
Массовому улучшению птицеводства в Екатеринославской губернии призван был содействовать местный отдел российского общества сельскохозяйственного птицеводства, который распространял полезные сведения о разведении кур, уток и гусей; устраивал в Екатеринославе выставки по птицеводству, продавал и раздавал крестьянам "племенную породистую птицу".
Среди почётных членов оного общества значился Михаил Владимирович Родзянко, новомосковский помещик, в то время являвшийся председателем Екатеринославской Губернской земской управы, а позднее - председателем Государственной Думы России двух последних - предреволюционных - созывов.
Родзянко был небезразличен не только к домашней птице, но и к беспризорным детям. Он содействовал созданию в городе и губернии пристанищ для малолетних бродяг и работе Екатеринославского Губернского попечительства детских приютов.
В городе действовали местное управление Российского общества Красного Креста и община сестёр милосердия; Бюро для подачи дешёвой и даровой юридической помощи, Благотворительно общество, в ведении которого находились дом трудолюбия, дешёвые столовые, убежища для престарелых, ночлежный дом.
Имелся также целый ряд организаций, жаждавших оказать материальную помощь евреям - общество пособия бедным евреям и малоимущим учащимся-евреям Екатеринослава (вопреки всеобщему убеждению, оказывается, евреи тоже могут испытывать денежные затруднения).
В Екатеринославе также функционировали местные отделения императорского русского музыкального общества и императорского православного палестинского общества, общество потребителей служащих Екатерининской железной дороги и общество потребителей "Работник". И ещё многочисленные комитеты попечительства о народной трезвости, которые вели разъяснительную и просветительскую работу среди жителей города и губернии. Да, видно, просвещение пьющих шло не очень успешно: пьянство - наряду с дураками и дорогами - было и по сей день остаётся важнейшей нерешённой проблемой России, как впрочем, и Украины.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Проспект у входу до дитячого парку, 1950 serega_82 |